Проект по безопасности дорожного движения в 10 странах (RS-10) Российская Федерация

Психология водителей и пешеходов – еще один фактор риска на дорогах

31 июля 2013 

Психология водителей и пешеходов – еще один фактор риска на дорогах

По материалам интернет-портала "Частник.ру". Когда говорят о повышении безопасности дорожного движения, обычно имеют в виду такие очевидные вещи, как качество дорожного покрытия, наличие или отсутствие разметки, схему организации дорожного движения, отбойники и т.д. И мало кто задумывается над таким, казалось бы, очевидным фактором, как сами участники дорожного движения – водители и пешеходы. Причем дело даже не в том, что те или другие стремятся намерено нарушить, создав аварийную ситуацию. Проблема гораздо глубже: как сказал бы профессор Преображенский, она в головах. Причины грубых нарушений зачастую лежат в плоскости психологии, считают специалисты в сфере безопасности дорожного движения. Об этом рассказывал в ходе семинара по повышению безопасности пешеходов, который состоялся в Иванове в рамках проекта RS-10, Соамс Джоб, эксперт из Австралии. Некоторые факты, которые он привел, заставляют серьезно задуматься о том, что же мы думаем о себе и своей жизни, когда выходим или выезжаем на дорогу.

  Что страшнее: полицейский или смерть?

Что может удержать от рискованного поведения на дороге? Традиционно считается, что если человек будет знать о последствиях (возможности получить травму или погибнуть, или стать причиной гибели своих близких), то он будет более ответственно себя вести. Однако, как показали опросы, а также исследования эффективности пропаганды в СМИ, для большинства из нас гораздо страшнее быть остановленным сотрудником полиции, чем попасть в больницу или морг.

 «Объясняется это очень просто: каждому из нас кажется, что если что-то плохое и случится, то не со мной, – поясняет Соамс Джоб. – Поэтому мы не воспринимаем угрозу смерти или травмы как реальную. По официальным данным, в России для среднестатистического водителя вероятность совершения смертельного ДТП составляет 0,0175 %. То есть люди не верят в то, что они могут погибнуть. А вот то, что вас остановит полицейский, оштрафует или лишит прав, – это более вероятное событие. И люди больше опасаются именно этого». Поэтому страшные ролики про последствия ДТП если и заставляют задуматься, то ненадолго.

 Так что фигуры полицейских по обочинам дорог недаром считаются одним из самых эффективных способов заставить водителей снизить скорость. Как, впрочем, и чисто российская манера подмигивать дальним светом встречному транспорту, предупреждая о том, что впереди ждет «засада».

  Опыт – помеха в дороге?

 Неоднократно и на пресс-конференциях, и на других мероприятиях руководители Госавтоинспекции отмечали, что неопытные водители, как правило, совершают множество мелких ДТП (как правило, без ущерба для здоровья участников, так называемая «жестянка»). А водители со стажем более 10 лет совершают ДТП нечасто, но с очень тяжелыми последствиями. И это неслучайно. Ведь, как говорят специалисты, при оценке рисков мы исходим, в первую очередь, из личного опыта. И если человек много лет водит машину, и за это время ни разу не попадал в серьезное ДТП (или попадал, но в небольшое, и не по своей вине), то он рассуждает так: раз не попадал, значит, я хороший водитель. В этом смысле можно сказать, что поведение и опыт влияет на отношение к соблюдению правил дорожного движения.

 Кроме того, если неопытный водитель какое-то время боится машин, в том числе своей, боится попасть в ДТП, боится ехать с высокой скоростью, то постепенно он адаптируется и тот риск, который когда-то воспринимался как высокий, теперь кажется вполне приемлемым. Ведь ничего не произошло, не так ли? И чем больше опыт, тем больше мотивации идти на риск. А в результате больше ДТП и тяжелее их последствия.

 Есть только одно исключение из этого правила – это водители, молодые не по стажу вождения, а по возрасту. «Для молодежи важно идти на риск, продемонстрировать свою способность управлять машиной на высокой скорости, свое пренебрежение к установленным правилам, в том числе дорожного движения, – говорит Соамс Джоб. – Но по мере взросления эти факторы отходят на задний план».

 Кстати, в ряде стран для молодых (по возрасту) водителей предусмотрены более жесткие санкции за нарушение ПДД. Например, если водитель, которому не исполнилось еще 24 лет, превысил скорость, его лишают прав. А чтобы получить их в той же Австралии требуется отнюдь не полтора-два месяца, а как минимум 4 года.

  Какой вы водитель?

 Этот, на первый взгляд, простой вопрос таит в себе настоящую ловушку. Задайте его себе. Как показали исследования, большинство водителей считают, что они водят машину лучше других. Лишь около 2 % водителей, независимо от стажа, говорят, что они водят хуже среднего. Остальные считают, что они лучше среднего водителя или намного лучше среднего. «Когда людям показываешь результаты массовых опросов, у них возникает резонный вопрос: а кто тогда средний водитель? Если все лучше, чем он? – замечает Соамс Джоб. – Это лучшее доказательство того, что мы самоуверенны, даже слишком. И это один из важнейших факторов ДТП».

 ***

 Все люди в той или иной степени подвержены оптимистическим иллюзиям: наша жизнь будет лучше, чем у среднестатистического человека, мы все делаем лучше, мы проживем до старости, будем счастливы, нас минуют болезни и кризисы. И это нормально: есть только одна группа людей без таких иллюзий – люди, страдающие клинической депрессией. Главное – не дать иллюзиям взять верх над здравым смыслом.

Во многом психологические особенности, характерные для водителей и работающие при оценке рисков и собственных навыков, характерны и для пешеходов. «Я много лет переходил в этом месте, хотя это и не по правилам, и буду переходить. Что может случиться» – очень знакомая схема рассуждений. Однако при этом не надо забывать, что пешеход не защищен машиной. И риск смертельного исхода ДТП с участием пешехода резко возрастает уже при движении машины со скоростью 30 км/ч. А при скорости 50 км/ч вероятность летального исхода встречи пешехода и автомобиля приближается к 100 %. Но, как уже упоминалось выше, к сожалению, это никого не останавливает. Возможно, более эффективным окажется повышение штрафов, как для водителей, так и для пешеходов.

Разрешение на использование материалов