Проект по безопасности дорожного движения в 10 странах (RS-10) Российская Федерация

Дмитрий Костерин: «Госавтоинспекция будет жестко принимать экзамены у тех, кто хочет стать водителями»

16 сентября 2013 

Дмитрий Костерин: «Госавтоинспекция будет жестко принимать экзамены у тех, кто хочет стать водителями»

По материалам интернет-издания www.37.ru.

К нагрузкам привык

— Дмитрий Юрьевич, без малого месяц назад вас официально назначили начальником ивановской областной Госавтоинспекции. Какое «наследство» приняли?

— В должности исполняющего обязанности я проработал почти год. К нагрузкам и новым обязанностям, можно сказать, привык. Что касается «наследства», то никаких неприятных неожиданных сюрпризов не было — только рабочие ситуации и вопросы.

— К ГИБДД как к службе у граждан всегда очень много вопросов, претензий и вполне разумных предложений. Чем в ближайшее время порадуете людей?

— Могу сказать, что на сегодняшний день уже много сделано благодаря совместной, слаженной работе ГИБДД и администрации г. Иваново. В частности, это расширение проезжих частей на ивановских магистралях, строительство новых дорог. Это появление правых поворотов, подмостовых переходов, например, на пл. Пушкина. Этот подмостовой переход убрал сразу несколько страшных мест концентрации ДТП, которые были на площади Пушкина. Здесь ежегодно гибли люди. Сейчас такой же строится на Шереметевском проспекте, под Соковским мостом. Он позволит разгрузить проспект в часы пик.

Кроме того, это открытие движения по улице Рыбинской в Иванове, установка светофорного объекта на улице 10 Августа, работа которого упорядочила движение пешеходов. Все эти и многие другие инициативы принадлежат Госавтоинспекции.

Политика теснения

— Как быть с катастрофической нехваткой парковочных мест в городе? Один из наших читателей интересуется: «Ваше дело только штрафовать или все-таки вместе с городскими властями организовывать места для парковок?»

— Согласен, что данная проблема стоит очень остро. Иваново — город старой застройки. В центре, где большое скопление офисных и торговых центров, физической возможности для организации парковочных мест нет. Разве что бульвар Кокуй — неплохое место для бесплатной стоянки автомобилей. Но многих автомобилистов Кокуй не прельщает: они хотят подъезжать на машине прямо к дверям офисов. 

Данная ситуация усугубляется еще и тем, что у муниципалитета, у инвесторов, владельцев торговых центров нет заинтересованности в строительстве у зданий парковочных мест.

— Получается, автомобилисты — заложники ситуации: ставить негде, приходится — под запрещающий знак. Но за это приходит штраф… Как можно изменить ситуацию? Вообще, реально это сделать? Кто должен и может заставить владельцев торговых комплексов и офисных центров строить парковки у своих зданий?

— Это функция органов муниципалитетов. Пишите обращение в городскую администрацию. ГИБДД — контрольно-надзорный орган, а не исполнительный. Поэтому мы не участвуем в разработке проектов, утверждении нормативно-проектной документации.

— В соответствии с ПДД нельзя парковаться или устраивать стоянку в непосредственной близости от перекрестков. А у нас, пишет наш читатель, сплошь и рядом машины оставляют прямо на повороте. Выезжая на перекресток, не видишь ни сам перекресток, ни возможные помехи. Считаете ли вы это проблемой?

— Не считаю это проблемой, потому что система «Паркон» делает свое дело. Мы работаем в ежедневном режиме. Видим нарушения — соответственно, оформляем их. С марта месяца, когда на улицы выехал «Паркон», по сегодняшний день в областном центре зафиксировано 4 097 фактов неправильной парковки.

— Какие улицы патрулирует «Паркон»?

— Дислокацию «Паркона» утверждаю я. Сейчас комплекс патрулирует улицы в центре города. В ближайшем будущем будет выезжать и в другие районы Иванова.

Поблажек кандидатам в водители не будет

— Дмитрий Юрьевич, шквал вопросов поступил от представителей автошкол и ивановцев, желающих пополнить ряды автомобилистов. Начнем с такого: почему пересдачу практического экзамена в ГИБДД назначают только через полтора месяца?

— Согласен, что долго. Дело в том, что очень много желающих сдавать квалификационные экзамены. С учетом этого формируется группа, процесс сдачи квалификационных экзаменов. Мы составляем график с учетом не менее 20 минут на человека.

— Говорят, очередь из водителей, ожидающих практического экзамена, составляет 600 человек… Поэтому людей записывают только на середину октября.

— Это неправда. Сейчас в очереди 220 «повторников» — кандидатов, которые с первого раза не сдали практическую езду по городу.

— Кстати, от людей, не сдавших экзамен, поступает очень много нареканий на вашу службу: сели за незнакомую «Ладу Приору», заглохли несколько раз, потому и не сдали…

— В настоящее время мы принимаем экзамен на двух автомобилях: «ВАЗ-2107» и «Лада Приора». Дело в том, что в российском законодательстве не указано, на каком именно автомобиле Госавтоинспекция должна принимать экзамен. Поэтому мы предоставили машины, которые есть в парке ГИБДД.

Кандидатам в водители могу порекомендовать: пусть учатся водить на более сложной машине, чтобы впоследствии сдать экзамен успешно. К тому же истинный водитель, независимо от марки и производства транспортного средства, должен владеть азами его управления. Поблажек кандидатам в водители не будет! Хотя «прикататься» к незнакомому автомобилю инспектор ГИБДД, принимающий экзамен, дает.

— Каков процент сдачи практической езды с первого раза?

— Очень низкий: менее 17%. И с каждым годом он падает.

— А в чем причина: плохо учат? Методика подготовки водителей себя изжила? Или инспекторы ГИБДД слишком придирчивы, как говорят кандидаты в водители?

— Есть такое дело: жалуются, говорят, что специально «заваливают». Но люди ведь сгоряча многое могут наговорить. А пусть хотя бы одно доказательство приведут, что их «заваливают». Понимаете, у нас очень много претензий в адрес ГИБДД и почти нет в адрес автошкол.

Между тем, нарушений прав учеников там очень много! Экономия на практических часах. Их и так по методике маловато — 50. Но и этого ученик зачастую не получает. А люди, не сдав, во всем винят ГИБДД.

Не "докатали" часы, не доучились — жалуйтесь в прокуратуру. Тогда такого произвола среди автошкол не будет. Но у нас люди не хотятпочему-то отстаивать свои права и жаловаться на некачественное преподавание в автошколах. Удобнее же винить ГИБДД!

Что касается позиции ГИБДД в приеме экзаменов у кандидатов в водители, то принимать будем жестко, в рамках закона, без поблажек. Будущий водитель должен понимать, что завтра сядет за руль и станет полноценным участником дорожного движения. «Полуфабрикаты» на дорогу я выпустить не могу. Поэтому, если нужно, значит, будет 25 раз сдавать практический экзамен, пока мы не увидим, что этот кандидат в водители готов к самостоятельному вождению.

— В Правительство РФ на рассмотрение направлено постановление, суть которого сводится к следующему. Будущие водители осваивают лишь теорию и проходят цикл вождения на спецплощадке. Затем ученики сдают экзамен по пройденному в ГИБДД. После чего кандидаты вновь возвращаются в автошколы, чтобы пройти обучение водительскому мастерству уже в условиях города. По завершении этого этапа им снова нужно будет прийти в ГИБДД, чтобы сдать экзамен по вождению. В случае успешной аттестации будет выдано водительское удостоверение. То есть желающие стать автомобилистами будут дважды проходить учебу и аттестацию в Госавтоинспекции. Ваше мнение.

— Я считаю, что это правильная схема, она оправдает себя в дальнейшем. Теорию и первый этап будут принимать автошколы. Второй важный этап — практическое вождение — Госавтоинспекция. Часы на город должны быть увеличены в два раза минимум. И методику подготовки водителей следует изменить, и другие нормативные акты. Самое главное — люди должны бороться за свои часы, чего они на сегодняшний день не делают.

Сдавайте видеозаписи!

— Вы не раз говорили, что принимаете от населения помощь в виде заявлений на автомобилистов-нарушителей и соответствующие записи с видеорегистраторов. Один наш читатель на свое заявление получил отрицательный ответ. Он выложил его на форуме. Почему заявитель получил отказ?

— В данном случае нарушителя мы не установили, потому что он уехал в Москву. Соответственно, возбудить административное производство мы не можем. Так что ответ вашему читателю соответствует реальному положению дел. 

Более того, могу сказать, что с начала года от граждан поступило 73 заявления по фактам нарушения ПДД. 68 водителей привлечены к административной ответственности, в том числе, есть материалы, которые направлены в суды для лишения водителей-нарушителейправ. В пяти случаях мы не установили субъекты административного правонарушения.

Водители, лишившиеся удостоверения из-за пьянства, снова будут сдавать экзамены

— Дмитрий Юрьевич, в последнее время произошло очень много резонансных аварий. Причина везде одна и та же: один из водителей сел за руль в пьяном виде и фактически убил совершенно неповинных людей. Как воздействовать на автомобилистов?

— Передо мной ежедневная сводка ГИБДД. 11 человек в пьяном виде были остановлены 1 сентября, 10 нетрезвых водителей 4 сентября… Причем, не только в вечерние часы, но и в утренние. У нас люди пьют в любое время суток в любой день недели, совершенно не думая о последствиях. Один из последних вопиющих случаев — трагедия в Приволжском районе. Девушка села за руль иномарки в нетрезвом состоянии, врезалась в дерево, ее пассажир от полученных травм умер на месте аварии. Сама она в тяжелом состоянии в больнице.

Как воздействовать? Штрафы с 1 сентября существенно увеличили. Наряду с лишением права управления транспортным средством применяется административный штраф в размере 30 000 рублей. Повторное нетрезвое вождение стоит водителю 50 000 рублей и 3 года лишения права управления транспортным средством.

Водительское удостоверение будет находиться у водителя до тех пор, пока не вступит в законную силу решение суда о лишении права управления транспортным средством. Временные разрешения на управление упразднены. Кроме того, установлено, что срок лишения прав начинается с момента сдачи водительского удостоверения. Таким образом, чем дольше водитель носит водительское удостоверение с собой, тем дольше он продлевает свой срок лишения прав.

— Кроме штрафов, как еще можно бороться с пьянством за рулем?

— Публиковать данные о водителях в средствах массовой информации, на досках позора. Производители могут предусмотреть алкозамки, чтобы пьяный просто не мог завести машину. Это комплексная работа. Помощь могут оказать и активные граждане. Видите, что человек выходит из кафе в нетрезвом состоянии и садится за руль, позвоните в дежурную часть ГИБДД.

— Как вы относитесь к тому, что водители, лишенные права управления за «пьяную» езду, снова будут сдавать экзамен в ГИБДД?

— Обеими руками «за»! Сейчас из ГУОБДД МВД ждем четких инструкций, которые определят процесс проверки знаний для таких нарушителей. Эти водители будут сдавать теоретический экзамен.

Разрешение на использование материалов