Проект по безопасности дорожного движения в 10 странах (RS-10) Российская Федерация

Жизнь по «золотому стандарту»

5 ноября 2014 

Жизнь по «золотому стандарту»

«Пристегни или потеряешь!» - билборды с этим загадочным, на первый взгляд, призывом, появившиеся вдоль липецких дорог, наверняка привлекли внимание водителей. Впрочем, в неведении они оставались недолго: «Пристегни или потеряешь самое дорогое, что у тебя есть - своего ребенка!» - таков смысл обращения к родителям за рулем, который теперь постоянно звучит с уличных стендов, экранов телевизоров и газетных страниц.


Стартовавшая в сентябре социально-маркетинговая кампания по пропаганде детских удерживающих устройств, направленная на снижение травматизма и смертности детей во время поездки на автотранспорте, стала очередным этапом международного проекта по безопасности дорожного движения RS-10. Проект реализуется в Липецкой области с 2010 года. О том, что уже достигнуто и какие задачи предстоит решить в ходе его нового этапа, корреспонденту «Липецкой газеты» рассказал начальник управления административных органов области Виталий Шикин.

- Виталий Дмитриевич, проект RS-10 реализуется в области уже четыре года. Что изменилось в вопросах безопасности дорожного движения за это время?

- Безопасность на дорогах - всего лишь одна из важнейших составляющих комплексной безопасности людей. Сюда входит и противодействие росту преступности и наркомании, и обеспечение пожарной, водной безопасности, и система гражданской обороны, и многое другое. Мне приятно сообщить, что на заседании правительственной комиссии по профилактике правонарушений Липецкая область была названа одной из самых благополучных в этом отношении.

Это результат совместных усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, основных институтов гражданского общества, постоянного внимания главы администрации Липецкой области Олега Королева к проблемам безопасности. Один из примеров такого успешного взаимодействия власти и общества - осуществление международного проекта RS-10. По итогам уже прошедших этапов регион признан «золотым стандартом» их реализаций.

- Значит ли это, что наши дороги стали реально безопаснее?

- Есть три основных показателя, характеризующих уровень безопасности на дорогах. Это количество дорожно-транспортных происшествий, количество пострадавших и количество погибших. С начала реализации проекта RS-10 в регионе количество ДТП постоянно снижается. Например, число зафиксированных ДТП за период с января по сентябрь 2014 года сократилось на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Более чем на 13% в сократилось число пострадавших.

Но люди все еще продолжают гибнуть и получать тяжелые травмы. И причина здесь не в плохих дорогах, которые, кстати, год от года становятся в области все лучше. Подавляющее большинство ДТП происходит из-за недисциплинированности самих участников дорожного движения.

Например, за девять месяцев текущего года только по вине пьяных водителей совершено 99 ДТП, в которых погиб 21 и пострадали 150 человек. В среднем же на наших дорогах в результате ДТП гибнет до 260 человек в год. Именно на сокращение дорожно-транспортных происшествий, минимизацию их последствий направлены мероприятия, которые, используя опыт западных стран, мы реализуем в рамках проекта RS-10.

В год в области проходят сотни акций по ограничению скорости, по пропаганде применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств, по соблюдению ПДД. И если, по данным исследований в 2010 году, в начале реализации проекта в регионе ремнями безопасности пользовалась только половина водителей, а детские удерживающие устройства и вовсе были редкостью - их при перевозке детей использовал только каждый десятый водитель, - то в результате прошедших профилактических мероприятий ремнями безопасности теперь постоянно пристегивается около 80% водителей. И около 40% применяют детские автокресла.

- Тем не менее часто можно видеть ребенка в автомобиле без удерживающего устройства или на руках у взрослого, да еще на переднем сиденье.

- Некоторые родители наивно думают, что если ребенок у них на коленях, то он в безопасности. Но есть законы физики, которые говорят, что при лобовом столкновении на скорости 50 - 60 километров в час вес человека возрастает в 30 раз, а значит, ребенок 4-5 лет при весе 18-20 кг в момент столкновения будет весить уже около 600 килограммов, и удержать его в руках практически невозможно.

А детские удерживающие устройства при правильном их подборе и установке на 60 - 80% снижают риск трагического исхода. Однако в ходе акции «Пристегни или потеряешь!» только за одни сутки было выявлено 14 случаев, когда детей перевозили без использования детских удерживающих устройств. По статистике, почти половина детей гибнет в ДТП потому, что их родители не позаботились приобрести автокресло или автолюльку, хотя стоят они не так уж дорого - около 3 тысяч рублей. Кстати, столько же составляет и сумма штрафа за перевозку детей без автокресла.

Как ни кощунственно измерять гибель людей, а тем более детей, в цифрах и процентах, но приходится это делать. По данным ГИБДД, с начала года на дорогах области погибли 9 и получили травмы 196 детей.

Для снижения травматизма и гибели людей на дорогах в области создана комиссия по безопасности дорожного движения, которую возглавляет руководитель региона Олег Королев. Такие комиссии созданы и на уровне городов и районов области, разработаны соответствующие программы.

Но ответственность за ситуацию на дороге должен осознавать каждый из участников движения - будь то пешеход или водитель. И одна из проблем - низкое качество подготовки водителей.

- Новые программы для автошкол способны исправить ситуацию?

- В последние годы появилась масса частных автошкол, которые проводят обучение в ускоренном виде. Модными стали такие формы, как сдача экзаменов по правилам дорожного движения в результате самоподготовки. С августа этого года, в том числе и по просьбе представителей Липецкой области, сдача экзамена по ПДД экстерном была отменена. Все автошколы должны пройти аттестацию на наличие автодрома, спецтехники, необходимых учебных пособий, иметь в штате грамотных инструкторов.

Будет увеличен и срок обучения - не 1,5 месяца, как раньше, а 4 - 6 месяцев, чтобы обучающиеся смогли приобрести не только теоретические знания, но имели бы достаточно времени для получения и закрепления практических навыков вождения.

- Что еще нужно сделать для того, чтобы «переломить» печальную статистику жертв ДТП?

- Одно из главных условий - высокая культура поведения на дорогах, ответственность всех и каждого за собственную безопасность и за безопасность других участников дорожного движения. Мы уже говорили об акциях по применению ремней безопасности и ограничению скорости, по снижению детского травматизма. Одновременно с началом учебного года в области начались массовые мероприятия по повышению безопасности на дорогах для школьников. С 20 октября стартовала новая акция под названием «Соблюдаем правила - сохраняем жизнь».

На улицах городов появятся баннеры и растяжки, номера телефонов «горячей линии», будут распространяться буклеты, транслироваться видеоролики. Запланированы встречи сотрудников госавтоинспекции с учащимися и педагогами, обучающие семинары.

В акции будут задействованы волонтеры, общественники, пройдут интерактивные опросы в популярных соцсетях - важно привлечь к этой работе как можно больше людей. Необходимо сформировать у жителей области нетерпимость к нарушителям правил дорожного движения, только так мы сможем снизить человеческие потери в результате ДТП. Поэтому мы обращаемся к жителям области с призывом соблюдать правила дорожного движения и принять активное участие в мероприятиях по обеспечению безопасности на дорогах.

Материалы


Разрешение на использование материалов